Почему все не так?
Вроде все как всегда:
То же небо - опять голубое,
 Тот же лес, тот же воздух
и та же вода,

Только он
не вернулся из боя.
В.Высоцкий.
«Мне хочется верить, что эти строки В.Высоцкий посвятил и моему родственнику — Широкову Семену Александровичу, уроженцу села Мамалаевка,1925 года рождения», —пишет в своем конкурсном сочинении Мария ГОЛЕНКОВА, ученица 10 класса Уранбашской СОШ Октябрьского района. Рассказ о земляке, думается,будет интересен жителям нашего района.
Я смотрю на пожелтевшую от времени, а может быть, от слез, фотографию. На ней совершенно незнакомые мне люди — молодая женщина и юноша. Но эти люди близки мне по крови. Это моя прабабушка Наталья Ивановна Широкова и ее 18-летний сын Семен. На обороте фотографии ровным красивым почерком написано : «На долгую и добрую память брату Ване… Помни и не забывай своего брата Сему.18 лет». Фотография сделана в городе Актюбинске в 1943 году перед отправкой на фронт. В том же году в декабре Семен Широков пропал без вести…
33 года , до самой смерти, мать не теряла надежды найти следы сына.
А призван он был на фронт в 1942 году Славянским РВК Чкаловской области. Было ему всего 17. Вместе с другими призывниками был направлен в город Актюбинск (как утверждают родственники, на курсы лейтенантов). Но на фронте так не хватало солдат, что стать лейтенантом ему не пришлось, и он стал стрелком 619 артполка. Его домом стала п/п 16628.
С лета 1943 года 619 артполк принимал участие в форсировании Днепра в районе Петро-Свистуново и села Вовничи. Полку ставилась задача овладеть балкой Скубова, выйти на восточный берег балки Легкая. 619-й артполк наступал вдоль берега, но был вытеснен фашистами на восточную окраину с. Вовничи, а пушки полка застряли в балке Легкая. Полк попал в окружение, нес большие потери, что выяснилось после установления связи с полком. Выйдя из окружения, полк отошел в тыл, были подсчитаны потери, многие роты насчитывали по 12-15 стрелков и автоматчиков.
Фашисты хорошо обороняли Запорожский плацдарм, занимавший 40 км. по фронту и 20 км. в глубину. Он прикрывал подступы к важным экономическим районам — Никополю и Криворожью. После ожесточенных боев и неудачного форсирования Днепра полк был взят в резерв командармом.
13 октября в 11 часов утра, не дождавшись артиллерии, стрелки и автоматчики 610 и 619 полков вместе с соседними дивизиями атаковали фашистов. Немецкая пехота не выдержала и побежала. На исходе дня была взята в окружение высота 117,5.
Второе форсирование Днепра готовилось с 16 по 25 октября. В ночь на 28 октября продолжалась высадка войск на завоеванный плацдарм. На правом фланге 619 полк разделяла с немцами железнодорожная насыпь, через которую непрерывно летели гранаты…
5 ноября активных действий на плацдарме не отмечалось, но офицеры оценивали обстановку одним словом: «ад». Полк нес большие потери, в результате обстрелов окопы обваливались и мгновенно сравнивались с землей. Через каждые 20 минут фашисты бросали из реактивных установок 100-килограммовые мины. А затем стали начинять их мазутом и стрелять ими по воде. В ночь на 17 ноября командиру 916 полка майору Гурскому была передана 124 штрафная рота. С 3 декабря он оборонял берег Днепра на участке протяженностью свыше 30 км ….
В 18 часов 28 декабря над Днепром взметнулся огромной силы взрыв. Это гитлеровцы подорвали пролет днепровской плотины, здание электростанции рушилось на глазах солдат и офицеров. А ночью Днепр затянуло льдом. И тут отважные разведчики дивизии по первому тонкому льду, рискуя каждую минуту провалиться в воду, переправились на правый берег и притащили трех пленных. Днепр как водная преграда перестал быть препятствием. К этому времени под нажимом наступающих соединений Юго-Западного фронта с севера, с плацдарма у села Вовничи, и нашей 6-й армии, с Разумовского плацдарма, противник начал отходить на юго-запад. Огонь его ослаб. Необходимо было произвести разведку. С этой целью в полдень 29 декабря генерал Зданович направил батальон капитана А. Н. Погребовского из 619 полка наступать по еще не окрепшему льду в сторону хутора Зеленый Яр, что находился километрах в двух севернее бывшего плацдарма за Днепром... Два километра тонкого льда предстояло преодолеть солдатам.
Вслед за батальоном Погребовского по льду перешли Днепр и остальные подразделения 619 полка. 30 декабря, неустанно преследуя неприятеля, 619 полк соединился с 610 и 592 полками, воевавшими на Разумовском плацдарме и форсировавшими реку несколько раньше. Обозы, автомашины и артиллерия дивизии переправились по мосту у Разумовского плацдарма. Так закончилось третье форсирование Днепра.
Может быть, Семен Широков шел в том самом разведывательном отряде…Официальная бумага о том , что он пропал без вести, датирована декабрем 1943 года.
Каким был мой дед Семен? Судя по фотографии, очень серьезным и надежным. Что он чувствовал? О чем думал перед отправкой на фронт? Страха в его глазах нет, есть решимость. Был ли он влюблен? Думаю, что да.
Кем бы мог стать? Может быть, работал на железной дороге как его отец, а может быть, стал хлеборобом, растил хлеб, брал бы в руки тугие колосья, пробовал на вкус спелость зерна… Он был бы очень хорошим работником, ведь в деревне работать умеют и любят. Было бы у моего дедушки свое поле, поле его трудовой славы. Но другое поле выпало ему - ратное.
У Анатолия Мельникова есть такие строки: «Земля родимая - Родина. Стоят на ней грады и веси, леса-дерева растут и реки текут во весь неохватный раскат… И хлеба колосятся. От этой земли наша сила: от русского поля, от хлеба.
…Много нас, словно в поле колосьев…И заветная самая наша мечта - чтоб нам не мешали спокойно и мирно заниматься родным и извечным делом своим: пахать во весь богатырский распах, щедрое хлебодарное и героическое русское –поле».
Один из таких колосьев – Семен Широков… Один из многих… О котором помнит моя семья. И, надеюсь, вся Россия… Недаром!»

70 лет Победы

краснаямосва.рф
Славянская Громада

Подпишитесь!

Другие новости