Так считает глава Кубанского сельсовета Сергей Кочкин. Поводом для столь категоричного заявления стали недавние события в окрестностях Рыжковки. В нарушение всех законов браконьеры застрелили несколько косуль, от которых вот-вот должны были появиться косулята.
Виктор КУЖЕЛЕВ
Привыкли брать
Не столь давно был популярен лозунг «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – вот наша задача!» Эти слова, напомним, принадлежат Мичурину.
Лозунг висел в школах. Этому учили детей. Лет тридцать пять назад. Сегодня эти дети, став зрелыми людьми, каждый по-своему, реализуют на практике свое отношение к природе.
Тем не менее, понимание зависимости человека от природы все-таки пришло. Мы узнали, что такое экология, осознаем, что человечество стало представлять реальную угрозу для всего живого на планете.
При этом большинство людей пересмотрело свои взгляды на остатки дикого животного и растительного мира. Пришло понимание того, что и так уж слишком много взяли, не спросясь…
Сейчас есть довольно строгие ограничения на охоту, экологический контроль и прочие меры, предпринимаемые государством. Но на бытовом уровне, в сознании каждого отдельного человека дикие животные воспринимаются как что-то дармовое, чем можно пользоваться в неограниченных количествах.
Беда в том, что мы слишком мало знаем о том, сколь ничтожно количество оставшихся диких животных и как трудно им выживать.
Человек – самый страшный хищник
К примеру, лось был обычным животным пойменных лесов в XVIII веке. Казаки, добывавшие ежегодно немало лосей продавали их шкуры по 1 рублю, а мясо отдавали почти даром. Однако уже в годы генерального межевания Донецкой губернии (1796 — 1835 гг.) о лосях здесь не упоминалось.
Кабан в восемнадцатом веке встречался повсеместно, сейчас насчитывается всего около пяти тысяч особей!
П.С.Паллас, путешествуя по Донбассу в 1769 г., отмечал большие стада сайгаков неподалеку от Бузулукской, Новосергиевской и Славянской крепостей (1773). В середине XIX века сайгака не стало в степях Общего Сырта.
Еще в восемнадцатом веке тарпан (дикая лошадь) пасся в наших степях значительными табунами. К середине следующего века в результате чрезмерной охоты эти животные были истреблены полностью.
Примерно в эти же сроки была уничтожена и лошадь Пржевальского.
Численность зайцев, согласно статистике, стабильно снижается из года в год. Сурок был широко распространен по Общему Сырту вплоть до конца первой половины XIX века. О «великом множестве» сурков у Татищевой крепости упоминал Паллас (1773). Бобр — в прошлом обычный зверь — был практически полностью истреблен к середине XIX века.
Бурый медведь в 70-х годах восемнадцатого века был нередок в степном Донбасс. Сообщалось, что медведи тогда жили в кустарниках, близ реки Кальмиус. Однако в середине XIX века медведей здесь уже не было.
Косуля, по данным Эверсманна, относящимся к середине XIX века, повсюду водилась по Общему Сырту в местах распространения островных лесов. В настоящее время численность косули в Донецкой области оценивается в 9800 – 9900 особей.
Вдумайтесь: численность населения в Донецкой области более двух миллионов. Получается, что на одну косулю приходится примерно двести человек!
Добиваем остатки
Первое нападение на рыжковских косуль состоялось в середине февраля. Несколько человек на снегоходах догнали животных (что было нетрудно сделать по глубокому снегу) и безжалостно застрелили их.
Люди, слышавшие выстрелы и шум моторов, сообщили в сельсовет, охотоведу района.
Приехав на место происшествия, представители власти определили, что были убиты 2-3 животных, предположительно беременные самки (легкая добыча).
Браконьеры приехали со стороны Донецкого района, в том же направлении и скрылись…
Еще один бандитский рейд приходится на конец февраля, когда были убиты две косули. И наконец, совсем недавно, в марте, косулю застрелили практически в самой Рыжковке, на глазах у людей. Те же браконьеры на снегоходах.
Такова ситуация на сегодняшний день. Что-то надо предпринимать. Как-то бороться с кровавым беспределом…
Возможно у вас, уважаемые читатели, есть что сказать по этому поводу? Пишите.
Прокомментировать ситуацию с незаконным отстрелом косуль согласился охотовед района Петр Федоров:
— Я один на весь район. До Рыжковки шестьдесят километров, пока доеду — ловить там уже некого!
У браконьеров все отлично организовано. Приезжают на джипах с прицепами, оборудованными для перевозки снегоходов. Сгружают снегоходы, быстро загоняют зверя, убивают и обратно к джипам. Десять минут – и никого нет!
Мне бы еще хотя бы два человека. Одного на север района, одного на юг… И снегоходы нужны.
Говорят, готовится новый закон об охоте, возможно с его принятием что-то изменится к лучшему.