Елена Чуйкова
Еще в школе Н. Мазалев знал, что непременно станет военным. Однако долго не мог решить, какую конкретно военную профессию выбрать. Любовь к морю в душе Николая возникла с того самого момента, когда в село Япрынцево вернулся со службы на Северном флоте Иван Батов. Именно он поведал любопытным сельским мальчишкам о романтике моря, военных кораблях.
Судьбоносная встреча и продолжительные беседы с земляком помогли окончательно определиться с выбором будущей профессии и жить по девизу бывалого: «У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один путь — Славный».
После окончания десятилетки Николай поступил в Донецкую морскую школу ДОСААФ и в этом же году был призван в ряды Вооруженных сил. После демобилизации смог осуществить детскую мечту. Для этого учился в Североморском институте мичманов и прапорщиков. Полученные знания и звание позволили ему занять пост на одном из подводных кораблей.
По сложившейся традиции выполнил флотский ритуал. Честно выпив добрую порцию соленой морской воды, был посвящен в подводники. И это, пожалуй, было первым и последним развлечением. На корабле необходимо было напрочь забыть про личные амбиции и помнить о требованиях командного устава и дисциплине.
Подводная лодка, которую матросы ласково называли «Ромашка», базировалась в составе эскадры города Полярный. Как старшина команды минеров Н. Мазалев отвечал за судьбы шести матросов. С этими бойцами он участвовал в военном перевороте Гвинейской народной республики. Совместно с боевыми кораблями они обеспечивали мирную жизнь советских граждан, находящихся на территории этой страны. Ту же миссию подводники выполняли в Ливии, Анголе, Марокко, Тунисе.
Больше двадцати лет Н. Мазалев отдал службе на флоте. Три из них ему довелось служить на подводной лодке, остальные — на подводных кораблях.
За долгую службу старший мичман Николай Мазалев удостоен правительственных и государственных наград, в их числе за боевые заслуги. Самая дорогая и ценная награда от командования — именной кортик.
Сегодня флотское дело Николая Александровича продолжают сын, главный корабельный старшина Владимир Мазалев и зять, капитан третьего ранга, начальник штаба соединений кораблей Николай Жуль.