6 июня исполняется 212 лет со дня рождения А. С. Пушкина. И хотя это не «круглая» юбилейная дата, она дорога каждому, кто любит русский язык. Не случайно именно этот день объявлен Организацией Объединенных Наций Днем русского языка.

Язык часто называют душой народа. Богатство русского языка, величие русской литературы по праву вызывают восхищение. Но в каком состоянии находится наш язык сегодня? Судя по данным многочисленных опросов, положение дел вызывает беспокойство у очень многих граждан страны. И основания для таких чувств действительно есть. Русский язык нуждается в защите.

В некоторых бывших союзных республиках нашлись политические силы, которые по сути объявили войну русскому языку. Попытки изгнать наш язык из школ, из органов власти, и по возможности из повседневного общения – это одна из составляющих политики, проводимой антироссийскими силами. Она сопровождается попытками переписать историю – прежде всего историю Великой Отечественной войны, – а нередко и другими, мягко говоря, недружелюбными действиями по отношению к нашей стране и нашим соотечественникам.

Безусловно, у подобной политики нет и не может быть перспектив. На противопоставлении одних жителей страны другим, на разжигании социальной и национальной розни не построишь ничего прочного – ни внутри государства, ни в отношениях с другими государствами. Но на сегодняшний день реальность именно такова: эти силы существуют, и они избрали одной из своих целей борьбу против русского языка.

Поэтому одна из задач Российского государства – поддержать соотечественников в защите их прав. Но положение русского языка за границей – это одна грань проблемы. Есть и другие, имеющие отношение к положению дел уже в нашей стране.

Конечно, любой язык развивается – но то, что происходит с русским языком сегодня, сложно назвать нормальным развитием. Здесь и язык рекламы, где слова коверкаются, чтобы привлечь внимание к товару. Здесь и явно избыточное использование иностранных слов для того, чтобы «произвести впечатление» .

Несмотря на то, что на Единый госэкзамен по русскому языку приходят больше молодых людей, чем на ЕГЭ по любому другому предмету, общая грамотность выпускников, не говоря уже о других знаниях, умениях и навыках, оставляет желать лучшего.Однако сложности начались не с Единого госэкзамена, не с формы проверки знаний. Обстановка была тревожной еще до введения ЕГЭ. В то же время приходится слышать опасения, что в результате появления ЕГЭ по русскому языку и литературе все больше будет распространяться практика «натаскивания» на правильный ответ. Такие опасения не совсем беспочвенны.

Проблемы есть. И значит, обществу – и прежде всего педагогическому, образовательному, научному сообществу – важно обратить внимание на них. Было бы легко сказать, что решением всех вопросов является увеличение количества уроков русского языка и литературы.  Но простое увеличение количества часов не снимает все проблемы. Нужно совершенствовать качество преподавания,  внимательно подходить к вопросу качества учебников. Необходимо готовить учителей русского языка и литературы к ответам на «новые вызовы» - это касается и подготовки, и переподготовки.

Нужен диалог специалистов и широкой общественности. Родители школьников хорошо понимают, чем они недовольны, но совсем другой вопрос – что нужно изменить и как нужно менять. Поэтому голос специалистов в области образования должен быть услышан.

Язык всегда отражает национальное самосознание, отражает вечные ценности. И в то же время в каждый конкретный исторический период состояние языка отражает эту, именно эту эпоху. И внимание к защите и сохранению русского языка будет признаком духовной силы нашего общества.

 

Поделиться в соцсетях:

0

Подпишитесь!

Другие новости