ВИКТОР КУЖЕЛЕВ

Долгий путь к Победе (фото)

Семнадцать с половиной лет было Михаилу Гавриловичу Шеметову из села Садовое, когда он ушел на войну. Окончил службу только в 1947 году, был тяжело ранен, с боями прошел пол-Европы…

Вот что он рассказал о тех годах.

- 1942-й год, лето. Немцы захватили Ростов, двигались на Кубань, где в это время как раз я и жил. Родился-то я здесь, в Алексеевке, но в тридцатые годы, спасаясь от голода, отец перевез семью в Краснодарский край.

В связи со сложным положением на фронте всех парней собрали, дали обмундирование, оружие и отправили прямиком на передовую в составе стрелковых частей. Тридцатая Иркутская дивизия, 256-й стрелковый полк. Оружием у меня была длинная винтовка со штыком. Советская Армия тогда отступала, отступали и мы. Сначала до Краснодара, потом перешли за реку Кубань, в сторону Туапсе.

Ранение

Закрепились на горном перевале. Немцы продолжали наступать, мы удерживали перевал. Тут меня и ранило. В грудь, навылет. Было пробито легкое. Сгоряча даже боли особо не почувствовал. Будто кто-то толкнул сильно. Сам смог спуститься вниз, метров на сто, к санитарам. Перебинтовали меня,  я потерял сознание.

Потом был долгий путь в тыл. Сначала на руках, потом на телеге, потом на автобусе и, наконец, вместе с другими тяжелоранеными привезли нас в черноморский порт Джубгу. Здесь сделали операцию, откачали кровь, зашили - без наркоза. Дышать стало сразу легче. Кризис миновал, однако полностью выздоровел только к зиме. За это время кочевал из госпиталя в госпиталь все дальше вглубь страны.

Туапсе, Сочи, Батуми, потом вдоль иранской границы в Тбилиси, Ереван, Баку.

Минометчик

После выздоровления попал в артиллерийскую школу в городе Таузе в Азербайджане. Там я стал минометчиком.

В начале февраля 1943-го, после окончания школы, я принимал участие в обороне Грозного. С этого момента началось наше наступление. Освободили Моздок, Георгиевск, Минеральные Воды и продолжали двигаться дальше на северо-запад.

Начали освобождать Кубань. Из стодвадцатимиллиметровых минометов довелось мне обстреливать собственную станицу, в которой засели фашисты. Ту, откуда меня взяли на фронт. С ходу взять станицу не удалось. Пришлось обходить по Азовскому морю, по плавням, чтобы зайти к противнику в тыл и освободить мою малую родину. В это время немцы стали применять особые зажигательные пули – с фосфором. Раны от них были страшные! Попадет такая в тело и горит. Потушить невозможно ничем.

С боями подошли к Кубани, готовились освобождать город Темрюк. В это время к нам прямо на передовую приехал маршал Тимошенко. Лично обходил все подразделения, здоровался со всеми за руку… Затем форсировали Кубань, взяли Темрюк.

После этих боев нашей 316-й дивизии присвоили имя Темрюкская Краснознаменная и перебросили под Киев, где фашисты готовили контрнаступление. Но их планам не суждено было сбыться. Противника отбросили, затем освободили Тернополь и дальше с боями стали подвигаться на запад – в Европу.

В Европу!

К этому времени я сменил свою военную специальность, стал радистом.

После Каменец-Подольского и Львова вступили в Чехословакию. Здесь вблизи Перемышля нашу измотанную боями дивизию сменили чешские войска. Те, которые, кстати, формировались в нашей области, в Бузулуке. После переформирования и пополнения личным составом дивизию направили в Румынию. Затем была Венгрия, форсирование Дуная, битва за Будапешт. У меня за него и медаль есть, и благодарность от Сталина…

Затем была Югославия. Вот где нас действительно встречали как освободителей! Самое доброе и искреннее отношение населения! «Братушки – отдыхайте!» - сами берут оружие, охраняют нас, помогают всем, чем могут.

Победа

Победу встретил вблизи Граца – это австрийские Альпы,  которые в свое время преодолел Суворов. Здесь отношение местных было совсем другое. Они при немцах неплохо жили, война их практически не коснулась – курортные места. Вредить не вредили, но и приветливости мы не видели. Однако здесь удалось отдохнуть неплохо.

Здесь же мы встретились с американскими войсками. «Рус! О кей!». Зубы блестят, сами черные (негры), все в этих джипах, одной рукой рулит…

Как только объявили Победу, мы сразу разметили демаркационную линию и – американцы на одной стороне, мы – на другой. Это было в 1945-м, а демобилизовался я только через два года. Довелось еще повоевать с бендеровцами на Западной Украине.

 

70 лет Победы

краснаямосва.рф
Славянская Громада

Подпишитесь!

Другие новости