ВИКТОР КУЖЕЛЕВ
Главная задача ГАИ – обеспечивать безопасность дорожного движения и раскрытие преступлений. Скоро у этой службы 75-летний юбилей.
Александр Геннадьевич Фомичев двадцать с лишним лет возглавлял подразделение ГАИ (ГИБДД) в Славянском районе, много сделал для становления и развития этой службы.
Сегодня он делится своими воспоминаниями.
— В 1979 году меня назначили на должность госавтоинспектора. Тогда в штате ГАИ было пять человек на весь район. Машин у населения было, конечно, меньше чем сейчас, но зато много мотоциклов – где-то около пяти тысяч.
В 1981-м, после окончания курсов, я стал начальником отделения ГАИ.
В 1985-86 годах служба стала расширяться, у нас начало работать девять человек. Появился инспектор административной практики, еще один госавтоинспектор, инспектор по агитации и пропаганде…
Где-то до 1990 года коллектив был стабильный.
Год от года обстановка на дорогах становилась все сложнее. Основной причиной являлось пьянство. До трехсот пятидесяти нарушений в год!
Материалы о лишении прав (или штрафах) рассматривались по пятницам на комиссии. Но чаще рассматривал их сам, согласно закону.
Тяжело принимать было решение о лишении человека прав. А что делать? Закон есть закон. Сейчас сотрудникам ДПС легче в этом отношении – дело передается в суд, и уже суд решает.
Зато раньше у нас была очень мощная поддержка общественности. Предприятия выделяли технику для рейдов. Работали общественные инспекторы, их количество доходило до ста шестидесяти человек.
Существовали общественные посты ГАИ в селах. Всем выдавали удостоверения, форму, они имели право останавливать и составлять протоколы… Это была очень существенная помощь в работе штатным сотрудникам. Принимали участие общественность и другие службы райотдела.
Делали рейды по всему району – до восемнадцати машин, по двести-триста нарушителей задерживали.
Как-то вся эта система была отработана в советское время. Регулярно проводились операции: «Пешеход», Автобус», «Железнодорожный переезд» — без дела не сидели. Ездили работать в соседние районы, а они к нам – менялись, такая была практика.
И в Донгуз мы ездили, и в Александровку, и в Илек…
Интересно было работать.
К девяностому году уже у каждого инспектора служебная машина была.
Ну и у населения, конечно, легковых автомобилей прибавилось.
Хочется сказать про своих сотрудников. К работе они относились ответственно и пользовались авторитетом у водителей. Участники дорожного движения всегда с вниманием прислушивались к советам инспекторов. Например, во время гололеда на трассе Донецк-Самара инспекторы останавливали водителей, особенно не местных, предупреждали о предельной осторожности, внимательности. И это имело эффект.
Проводили большую профилактическую работу в школах, где была организована подготовка юных инспекторов движения. Они принимали участие в областных и Всероссийских слетах ЮИД.
С распадом Союза многое изменилось. Например, увеличиваются штрафы. Я считаю, что от этого пользы мало. Что касается техосмотра, в нем сейчас вообще нет необходимости. С заменой старых автомобилей на новые произошло обновление парка процентов на девяносто. Зачем им техосмотр?
А если говорить об общественном транспорте, там имеется служба механиков на выпуске и на возвращениях с маршрута. А передача техосмотра в частные руки – это прямой путь к повышению цен.
И насчет ремней безопасности – в населенных пунктах не надо бы их применять, по-моему, это ведет только к дополнительным травмам.
Ну, а в целом курс сейчас взят правильный, нужно больше контролирующих автоматических приборов на дорогах и передавать все побочные обязанности в гражданские структуры, а инспектор должен заниматься только контролем за соблюдение дорожных правил.
Фото из архива А. Фомичева.