Всего лишь ивовые прутики, а сколько в них силы. Даже после своей вынужденной гибели они способны продолжать жить. Переплетаясь друг с другом, они оживают в красивой вазе для цветов, в шкатулке для женских украшений или, благодаря человеческой фантазии, перевоплощаются в невиданную диковинку.
Уже несколько лет славянец А. Энс «колдует» над лозой. Ее собирает по берегам водоемов, когда возвращается с охоты или рыбалки домой. Трудоемкая, многочасовая подготовка материала — и просыпается, оживает в руках мастера новая судьба.
Как оказалось, преданный творчеству Андрей Петрович больше готов мастерить, чем говорить об этом. Впрочем, все поделки сами могут рассказать и о себе, и о творце, их создавшем. Вот, к примеру, ваза для фруктов. В ней каждый прутик очищен от коры, нет торчащих в разные стороны концов, а это первый признак аккуратности. Здесь всего в меру: и лозы, и морилочного оттенка, и тонкого вкуса. Значит, можно об А. Энсе заявить, что он — прирожденный художник. Жаль только, что творческая жилка в нем проснулась не в раннем возрасте, а уже на склоне лет.
Сегодня Андрею Энсу больше шестидесяти. За плечами, словно ивовыми прутиками переплелась трудовая, полная приключений, волнений, радостей и горестей, жизнь.
— Я родился в селе Кичкасс в большой многодетной семье. Отец по природе своей человек мастеровой и, как говорится, «рукастый», брался за любую работу, чтобы поднять на ноги нас, четверых детей. Был слесарем, токарем, термистом (закалял в кузнице сталь). Славился не только силой и мастерством, но и умом, расчетливостью и рачительностью. Поэтому долгое время возглавлял совхоз «Уран» в Новосергиевском районе. А окончив Совпартшколу, работал председателем колхоза «Заря» в Сенном. В этом селе я закончил восьмилетку и поступил в Донецкое училище связи, где получил свою первую специальность — монтера радиофикации внутрирайонной связи, которая не пригодилась ни на службе в армии, ни после.
В Славянский район я вернулся только через три года. Семья уже обосновалась в райцентре. Благодаря брату, устроился оператором цеха крепления скважин в экспедицию глубокого бурения.
— В этот период я встретил свою Любовь, — делится А. Энс. — Она как подруга невесты появилась на свадьбе у друзей и зацепила так, что следующее свадебное торжество было нашим. Только Люба могла сделать меня таким счастливым человеком. Она подарила мне дочек Юлию и Людмилу.
Мы оба были загружены работой. Любовь Ивановна работала сестрой- хозяйкой в больнице, а я до самого выхода на заслуженный отдых был предан нефтяному делу. Сначала в ПНГРЭ работал водителем-мотористом ЦА-320 (цементировочного агрегата), затем водителем бензовоза, оператором по добыче нефти. После реорганизации был переведен слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматов в НГДУ «Сорочинскнефть» компании ТНК -ВР.
В свободное от работы время занимался пчеловодством, в сезон охоты ходил за добычей, рыбачил. Как-то после возвращения из очередного коллективного похода на рыбалку мы заехали в гараж, чтобы оставить там транспорт.
В то время там работал охранником Н. Васляев. Коротая вечерние часы, он плел из ивы гнезда и корзины. Я заинтересовался. Выписал из каталога книгу по плетению Н. Толмачевой и изучил ее, как говорится, от корки до корки. Заготовил по рекомендации автора ивовые прутья и приступил к работе. Так легкая заинтересованность переросла в большое увлечение. Поначалу плел из неокоренного материала. Но в процессе высыхания изделия становились какими-то рыхлыми и бесформенными. Решил изменить технологию. Среди всех сортов ивы, а в нашем крае растут пурпурная, конопляная, красноцветная, желтолозник — для себя выбрал прутовидную. Лоза у этой ивы достигает длины более полутора метров, да и диаметр в 3- 4 мм весьма кстати. Это и позволяет плести более изящные предметы: вазы для фруктов и хлебобулочных изделий, цветов, шкатулки, корзинки и многое другое.
Не хотелось бы выдавать всех секретов, но начинающим могу дать подсказку. Лучшие изделия получаются из окоренных прутьев. Они нежнее, светлее, да и эстетически смотрятся лучше.
Идеально начинать плетение в тот момент, когда лоза сырая. Тогда она податлива, послушна. Важно только, чтобы в процессе работы никто не отрывал от дела, потому что в такие моменты переплетаются тонкие мотивы души и создается новая жизнь.
Жалко, что результаты труда А. Энса могут увидеть лишь немногие. И все потому, что каждую с любовью выполненную «плетеночку» Андрей Петрович старается подарить родным, знакомым и друзьям, которые проживают не только в Славянском, но и далеко за его пределами. Хотелось, чтобы его творчество не было замкнутым.